МБОУ "Мариинская гимназия"
город Ульяновск, Ульяновская область
  • Советы педагога-наставника

    Что должен знать молодой учитель о профессии, которую выбирает? Что почитать, чтобы узнать все сложности? Всероссийский конкурс «Книга для учителя» именно для того, чтобы подсказать начинающим свою деятельность (и не только) учителям, как выстраивать отношения с подрастающим поколением, как быть полезным и нужным обществу. Конкурс проводился по инициативе Министерства просвещения РФ. Григорченко Ирина Александровна стала победителем конкурса в двух номинациях: аннотированный список и книга, определившая выбор профессии.
    Советы педагога-наставника.

    Книги, которые  будут интересны и полезны современному учителю (аннотированный список)
    1)    Соловейчик С.Л. Час ученичества. Жизнь замечательных учителей. Изд. 2-е. Оформл. Е. Ганнушкина. Портреты С. Монахова. М., «Дет. лит.», 1972.
    Если у вас есть желание узнать о развитии педагогики и о великих учителях разных веков, начиная с 18 века, то вам необходимо познакомиться с книгой С.Л. Соловейчика «Час ученичества». 20 глав, 20 увлекательных историй людей, которые всю свою жизнь посвятили другим. Разные подходы, разные методы, разные идеи, но единство в самом важном – внимании к человеку, ученику. «Учитель должен развивать то, что заложено в человеке». Значимость профессии показана на примере истории «Рядового учителя, Вечного учителя» из династии Раменских, создавшего школу для народа в селе Мологино. «Школа живет рядовым учителем», - такой вывод делает С.Л. Соловейчик. 
    2)    Днепров Э.Д. Ушинский и современность [Текст] / Э.Д. Днепров ; Гос. ун-т Высшая шк. экономики. - Москва : Издательский дом ГУ ВШЭ, 2007. - 232 с.; 21 см. - Библиогр. в подстроч. примеч. - 1000 прим. (http://irbis.losev-library.ru/)
    «У каждой науки есть исток. Для русской педагогики таким истоком стало творчество К.Д. Ушинского» - так начинает свою книгу о великом педагоге ведущий историк российского образования, академик РАО, первый избранный министр образования РФ Э.Д. Днепров. Автор представляет К.Д. Ушинского не как классика дореволюционной педагогики, а рассматривает его гуманистические идеи, его наследие через призму современности. Дается анализ учебников, книг великого педагога. По Ушинскому, главное в образовании и воспитании – развитие ребенка. Разве не к этому стремится современное образование? Книга будет интересна тем, кто интересуется вопросами педагогики, кто хочет стать хорошим учителем, наставником.
    3)    Тынянов Ю.Н. Пушкин. – Саратов: Приволж. кн. изд-во, 1988. – 496 с.
    Нужно ли образование в России? Такой вопрос обсуждается в светских кругах в 19 веке. Не все понимают значимость создания лицея, нового учебного заведения в России, пытаются помешать. «Созданы ли русские для знания? Они еще ничем этого не доказали». Такие вопросы витали в придворных кругах. Но лицей открылся. Какова была система обучения, какую роль сыграл первый директор лицея, для которого важным было не допустить в вверенном воспитательном учреждении «духа раболепствия», как складывались взаимоотношения преподавателей и учеников? Какие секреты поэзии открывал Галич своему воспитаннику Александру Пушкину? Читайте в книге Ю.Н. Тынянова «Пушкин». 
    4)    Лихачев Д.С. Воспоминания/ Д.С. Лихачев. – Москва: издательство АСТ, 2016.- 448 с. + [16 вкл.] ил. – (Классика науки)
    Пример жизни замечательного человека, ученого, учителя. Книга рассказывает о целой эпохе: царская Россия, революция, годы репрессий, Соловки, блокадный Ленинград. Что помогало выдержать все испытания? В книге есть ответ на этот вопрос. Какую роль сыграли учителя, преподаватели в становлении личности серьезного ученого и доброго  учителя? В воспоминаниях несколько глав посвящено образованию. И отдельная глава – учителю словесности Л.В. Георгу. Это пример образцового учителя. И, как обычно это и бывает, ничего сложного нет в его методике преподавания. Знание предмета, любовь к своему делу и уважение учеников – вот основные принципы. «В каждом из учеников он умел отрыть интересные стороны – интересные и для самого ученика, и для окружающих».
    5)    Кузнецов С.Ю. Учитель Дымов: [роман] /Москва: Издательство АСТ: редакция Елены Шубиной, 2018. – 413, [3] с. – (Новая русская классика)
    Книга о жизни страны, о династии учителей, которые становились ими по воле судьбы, о самом важном и неуловимом, что делает преподавателя/учителя человеком, чья жизнь освещает множество других жизней, человеком, помогающим найти себя, способным увести за собой. Вкрапления рассуждений о школе, программах, учителях, о важности литературы помогают увидеть историю страны, почувствовать время, о котором идет речь. «Малые дела, - говорил Володя, - вот что реально изменит мир. Достаточно революций, довольно террора. Только воспитание   людей, только мелкие перемены».
    6)    Мурашова Е.В. Класс коррекции: повесть [для сред. и ст. шк. возраста]/ Екатерина Мурашова. – 5-е изд. – М.: Самокат, 2014. – 192 с. – (Встречное движение)
    Мир взрослых – мир детей. Две параллельные галактики.  Есть ли этим                                                   мирам дело друг до друга?   Класс коррекции – класс изгоев, неполноценных, инвалидов, которые только портят показатели школы. Учителя заняты другими классами, где учатся дети из благополучных семей, чьи родители являются спонсорами школы. Неужели совсем никому нет дела до ребят из класса коррекции, неужели нигде нет справедливости? Прочитайте повесть, чтобы найти ответы и чтобы задуматься над положением дел, которое сложилось, к сожалению, не только в произведении Е.В. Мурашовой. «Школа – всего лишь слепок с общества в целом…»
    7)    Петросян Мариам. Дом, в котором…/ Петросян М. - М.: Livebook, 2016
    Книга «Дом,  в котором…» о больных детях, живущих в доме-интернате   для инвалидов. Пространство Дома — весь Космос, или огромный улей. Кафе называется «Лунная дорога», объявление начинается с призыва «Раздвинь рамки вселенной!». В этом доме нет имен – только клички, которые давались «не просто так». Здесь есть любимые и нелюбимые воспитатели и учителя. Директор – Акула, любимый всеми воспитатель – Лось. «Лось был богом, и место, где он жил, не могло быть простым местом». Он пользовался огромным авторитетом, но обитатели дома его  убьют во время самой длинной ночи. Что  еще скрывает дом?   Читайте и знакомьтесь с миром дома, похожим на мир русских сказок, но только с вкраплениями реального мира детей, которые оказались никому не нужны. 

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie